Концепция
формирования единого экономического пространства
[1]

Концепция формирования Единого экономического пространства (далее – Концепция) представляет собой программу мер по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины (далее – государства-участники) с целью углубления многостороннего экономического сотрудничества.

Под Единым экономическим пространством государства-участники понимают экономическое пространство, объединяющее таможенные территории государств-участников, на котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы и проводится единая внешнеторговая и согласованная, в той мере и в том объеме, в каких это необходимо для обеспечения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономической стабильности, налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая политика.

 

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 

Целью формирования Единого экономического пространства является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.

Государства-участники стремятся содействовать:

– развитию торговли и инвестиций между государствами-участниками, обеспечивающее устойчивое развитие экономик государств-участников на основе общепризнанных норм и принципов международного права;

– созданию возможностей для развития предпринимательской деятельности путем установления гармонизированных систем регулирования и интегрирования инфраструктурного комплекса;

– интеграции и наращиванию экономических потенциалов государств-участников в целях повышения конкурентоспособности экономик государств-участников на внешних рынках.

Поэтапное решение задач углубления интеграции будет обусловлено выполнением государствами-участниками принятых обязательств и фактическим решением следующих задач:

– формирование зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, предполагающей неприменение во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер на базе проведения единой политики в области тарифного и нетарифного регулирования, единых правил конкуренции, применения субсидий и иных форм государственной поддержки;

– унификация принципов разработки и применения технических регламентов и стандартов, санитарных и фитосанитарных норм;

– гармонизация макроэкономической политики;

– создание условий для беспрепятственного перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов;

– гармонизация законодательств государств-участников в той мере, в какой это необходимо для функционирования единого экономического пространства, включая торговую и конкурентную политику;

– формирование единых принципов регулирования деятельности естественных монополий (в сфере ж/ д транспорта, магистральных телекоммуникаций, транспортировки электроэнергии, нефти и газа и т. п.), единой конкурентной политики и обеспечение недискриминационного доступа и равного уровня тарифов на услуги субъектов естественных монополий.

 

П. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ 

Основными принципами функционирования Единого экономического пространства являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников.

Принцип свободного движения товаров будет предусматривать устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной сторонами методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Механизмы применения во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных, специальных и защитных мер будут заменяться едиными правилами в области конкуренции и субсидий.

Принцип обеспечения свободного движения услуг предполагает формирование общих правил и подходов для обеспечения полного доступа на рынок услуг и поставщиков услуг в рамках Единого экономического пространства и проведение согласованной политики по доступу третьих стран на рынок услуг и поставщиков услуг Единого экономического пространства.

Принципом обеспечения свободного движения рабочей силы является обеспечение беспрепятственного перемещения физических лиц государств-участников в рамках Единого экономического пространства и формирование согласованной миграционной политики в отношении третьих стран с учетом норм и принципов международного права и ВТО.

Принцип обеспечения свободного движения капиталов предполагает поэтапное снятие всех ограничении на движение капитала из государств-участников в рамках Единого экономического пространства и проведение согласованной политики в области развития рынка капиталов при условии обеспечения макроэкономической стабильности.

Принцип проведения согласованной макроэкономической политики обеспечивает конвергенцию макроэкономических показателей, в том числе выравнивание уровня внутренних цен, в первую очередь – на энергоносители, и тарифов на услуги естественных монополий.

Принципы проведения общей политики по отдельным отраслям предполагают заключение секторальных соглашений, разработанных в развитие Соглашения о формировании ЕЭП.

Единое экономическое пространство формируется поэтапно, с учетом возможности разноуровневой и разноскоростной интеграции.

Разноуровневая и разноскоростная интеграция означает, что каждое государство-участник самостоятельно определяет, в каких из направлений развития интеграции или отдельных интеграционных мероприятиях оно будет принимать участие и в каком объеме. Государство имеет возможность присоединяться к соглашениям, обеспечивающим формирование ЕЭП по мере готовности. При этом государство должно соблюдать согласованную последовательность присоединения к перечню соглашений. Для присоединения государств-участников к действующим в рамках ЕЭП соглашениям требуется согласие всех государств-участников этих соглашений. Это правило распространяется на функционирование основных принципов и условий Единого экономического пространства, определяемых этой Концепцией.

Разноскоростная интеграция означает, что каждое государство-участник самостоятельно определяет момент присоединения к тому или иному соглашению, что приводит к разноуровневой интеграции, когда государства-участники находятся на разных уровнях интеграционного взаимодействия.

Переход от одного этапа к другому осуществляют те государства-участники, которые выполнили мероприятия, предусмотренные в предыдущем этапе Комплекса основных мер по формированию ЕЭП.

Объем преимуществ, предоставляемых государствами-участниками друг другу, определяется соглашениями по формированию ЕЭП, участниками которых они являются.

Неучастие или частичное участие какого-либо государства-участника в отдельных направлениях развития интеграции или отдельных интеграционных мероприятиях не должно являться препятствием для остальных государств-участников в осуществлении указанных направлений развития интеграции или отдельных интеграционных мероприятиях.

Более поздние сроки присоединения какого-либо государства-участника к отдельным направлениям развития интеграции или отдельным интеграционным мероприятиям не меняют его статуса участника ЕЭП.

Учитывая различные степени интеграции государств-основателей ЕЭП (Российская Федерация и Республика Беларусь – Союзное государство, Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан – члены ЕврАзЭС), сроки возможного перехода к более высоким степеням интеграции определяются каждым государством самостоятельно.

Завершение формирования зоны свободной торговли является первоочередным и базовым этапом формирования ЕЭП.

Единое экономическое пространство формируется с учетом таких принципов, как добровольность, экономическая взаимовыгодность, отсутствие дискриминации, правовая гарантированность, сопряженность целей, ответственность за принятые обязательства, транспарентность.

 

III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ 
ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
 

Единое экономическое пространство формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики, гармонизацию и унификацию законодательства в сфере экономики, торговли и по другим направлениям, с учетом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта и законодательства Европейского Союза.

Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих соглашений и решений институциональных органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения для каждой из сторон в полном объеме, а также механизм их реализации и ответственности за невыполнение согласованных решений.

Формирование Единого экономического пространства подразумевает осуществление следующих основополагающих мероприятий:

– установление для товаров торгового режима без изъятий и ограничений на базе:

• реализации комплекса мер по завершению создания зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, предусматривающей свободное перемещение товаров и услуг на базе единых правил конкуренции и применения субсидий, проведения согласованной политики в области тарифного и нетарифного регулирования;

• формирования общего таможенного тарифа;

• определения единых правил конкурентной политики, регулирования естественных монополий, в том числе обеспечение недискриминационного доступа и равного уровня тарифов на услуги субъектов естественных монополий, субсидирования и иных форм государственной поддержки;

• унификации мер нетарифного регулирования на основе норм и правил ВТО, создания унифицированного порядка их применения в отношении третьих стран;

• неприменения тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле;

• унификации торговых режимов государств-участников по отношению к третьим странам;

• упрощения порядка таможенного оформления и таможенного контроля на внутренних таможенных границах с последующей их отменой на завершающем этапе;

– унификация принципов разработки и применения технических регламентов и стандартов, санитарных и фитосанитарных норм;

– либерализация режимов доступа на рынок услуг, постепенное устранение имеющихся здесь барьеров и ограничений;

– согласование условий для создания благоприятного климата для привлечения инвестиций в приоритетные отрасли и производства;

– установление единой политики в области охраны прав интеллектуальной собственности;

– гармонизация принципов налогообложения, в том числе переход на согласованные принципы взимания косвенных налогов без изъятий, недопущение использования налогов и сборов как инструмента защиты внутреннего рынка и национальных производителей;

– создание условий для взаимной конвертируемости национальных валют и перехода к расчетам в национальных валютах, последовательной либерализации валютной политики, согласования механизма установления валютных курсов национальных валют, формирования действенной платежной системы, повышения степени либерализации движения капитала по мере улучшения экономического положения государств-участников;

– создание общего рынка труда со свободным передвижением граждан государств-участников;

– осуществление мер по правовому оформлению и обеспечению формирования Единого экономического пространства;

– разработка механизма принятия и обеспечения выполнения принимаемых решений.

Достижение названных результатов обеспечивается посредством реализации Комплекса основных мер по формированию ЕЭП.

 

IV. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПЕРЕГОВОРОВ
ПО ПРИСОЕДИНЕНИЮ К ВТО
 

Формирование и деятельность Единого экономического пространства осуществляется с учетом норм и правил ВТО.

Исходя из того, что государства-участники находятся на различных этапах переговорного процесса по присоединению к этой организации, необходимо наработать механизм согласования позиций при проведении переговоров по присоединению к ВТО с учетом возможностей разноуровневой и .разноскоростной интеграции. Данный механизм может предполагать:

– проведение ежеквартальных консультаций для обсуждения хода переговоров о присоединении к ВТО;

– присоединение  государств-участников к ВТО на согласованных условиях.

Государства-участники самостоятельно выбирают конкретные формы механизма согласования позиций при проведении переговоров по присоединению к ВТО.

В случае вступления одного из государств в ВТО ранее остальных оно будет:

– содействовать скорейшему присоединению к ВТО других государств-участников;

– воздерживаться от выдвижения требований в рамках переговоров по присоединению к ВТО другим государствам-участникам.

 

V. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО 
ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА И ПОРЯДОК
ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ 

Координация процессов формирования Единого экономического пространства осуществляется соответствующими органами, структура которых формируется с учетом уровней интеграции.

Органы ЕЭП создаются на основе сочетания межгосударственных элементов и принципа передачи части полномочий Сторон единому регулирующему органу с постепенным повышением значимости последнего.

Осуществление координации и управления формированием ЕЭП на межгосударственном уровне будет обеспечиваться Советом глав государств-участников (СГГ).

Количество голосов каждого государства-участника в рамках Совета глав государств будет распределяться исходя из принципа: одно государство – один голос. Решения СГГ принимаются консенсусом.

Стороны учреждают единый регулирующий орган (Комиссия), которому они на основе международных договоров делегируют часть своих полномочий. Его решения являются обязательными для выполнения всеми государствами-участниками ЕЭП.

Комиссия начинает свое функционирование с момента введения общего таможенного тарифа или единых правил конкуренции в зависимости от того, что вводится раньше. По мере развития и углубления интеграционных процессов полномочия единого регулирующего органа соответственно расширяются.

В Комиссии решения по всем вопросам принимаются взвешенным голосованием. Количество голосов каждой из Сторон определяется с учетом ее экономического потенциала. Распределение голосов и процедура голосования устанавливаются на основе соглашения Сторон.

Основными Полномочиями СГГ являются:

– определение перспектив дальнейшей интеграции в рамках Единого экономического пространства;

– контроль за выполнением Комплекса основных мер по формированию Единого экономического пространства;

– обеспечение применения и соблюдения основных принципов и мер, принимаемых для формирования Единого экономического пространства;

– выработка торгово-экономической политики в отношении третьих стран;

– принятие решений о приёме новых членов в ЕЭП;

постановка задач по унификации таможенно-тарифной и конкурентной политики государств-участников ЕЭП и рассмотрение докладов Комиссии;

– принятие иных решений по принципиальным вопросам функционирования ЕЭП.

Для обеспечения надлежащего функционирования и развития ЕЭП Комиссия:

– обеспечивает реализацию целей и задач ЕЭП;

– принимает решения в рамках своей компетенции и дает заключения по вопросам, связанным с достижением целей и выполнением задач ЕЭП;

– разрабатывает, в рамках своей компетенции, проекты нормативных правовых актов, методические материалы и другие документы, необходимые для достижения целей и выполнения задач ЕЭП;

– осуществляет иные полномочия в рамках ее компетенции.

 

VI. ПРАВОВОЕ, ФИНАНСОВОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 

Правовой основой формирования и деятельности Единого экономического пространства являются международные договоры и решения органов ЕЭП, тесно увязанные с национальным законодательством государств-участников и нормами международного права.

Принимая во внимание разноскоростной и разноуровневый характер интеграции, решения о завершении работы над подготовкой проектов международных договоров и иных документов ЕЭП принимаются, когда соответствующий проект согласован не менее, чем тремя государствами-частниками ЕЭП, на долю которых приходится не менее двух третей совокупного валового внутреннего продукта.

Государства-участники признают необходимость закрепления механизма реализации принятых решений, введения санкций за их невыполнение, а также механизма разрешения споров в каждом заключенном ми международном договоре, направленном на формирование ЕЭП. Данные документы должны содержать положения о недопустимости оговорок к ним.

Финансирование институциональных органов Единого экономического пространства осуществляется за счет долевых взносов государств-участников, пропорциональных числу голосов Сторон в едином регулирующем органе.

Для обеспечения функционирования Единого экономического пространства формируется база данных, в которой концентрируется постоянно обновляемая информация экономического и правового характера.

 

VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Единое экономическое пространство будет открыто для присоединения к нему других стран, при условии принятия ими обязательств, вытекающих из международных договоров, заключаемых и действующих в рамках Единого экономического пространства, их соответствия установленным соглашением макроэкономическим и институциональным критериям, и на основе согласия всех государств-участников.

Любое государство имеет право выхода из Единого экономического пространства, предварительно урегулировав свои обязательства, принятые в рамках формирования ЕЭП.

С момента выхода государства-участника из Единого экономического пространства обязательства других государств-участников перед этим государством-участником, вытекающие из заключенных в рамках ЕЭП соглашений и принятых решений утрачивают силу.



[1] Друкується мовою оригіналу.


Оптимізм українців щодо чесності виборів суттєво зріс
----------------
Рейтинг кандидатів у Президенти України
----------------
Вийшов електронний щотижневик "Прозора політика" №46(51)
----------------
Вийшов електронний щотижневик "Прозора політика" №45(50)
----------------
Вийшов електронний щотижневик "Прозора політика" №44(49)
----------------
Вийшов електронний щотижневик "Прозора політика" №43(48)
----------------
Вийшов електронний щотижневик "Прозора політика" №42(47)
----------------
Вийшов електронний щотижневик "Прозора політика" №41(46)
----------------
Вийшов електронний щотижневик "Прозора політика" №40(45)
----------------
Вийшов електронний щотижневик "Прозора політика" №39(44)
----------------
Інші новини
----------------


© Copyright Інститут Політики, 1999-2003.
При повному або частковому використанні материалів посилання на Інститут політики обов'язкове.