ЗАЯВЛЕНИЕ
глав государств - участников
Содружества Независимых Государств
в связи с 10-летием образования СНГ

Мы, главы государств - участников Содружества Независимых Государств, оценивая непростой путь, пройденный СНГ за 10 лет, подводя итоги этого насыщенного событиями и исключительно ответственного периода, отмечаем следующее.

Содружество возникло на историческом переломе, когда перед нашими странами встала беспрецедентная по масштабам задача радикального переустройства политических и экономических отношений на обширном евроазиатском пространстве. Несомненна заслуга СНГ в том, что процесс суверенизации государств - участников прошел упорядоченно и не вызвал глубоких геополитических потрясений.
Удалось в основном сохранить сложившиеся веками связи между народами, в определенной степени смягчить социальные и экономические последствия распада единого государства, обеспечить институциональные и правовые условия для равноправного диалога и сотрудничества. СНГ содействовало становлению независимых государств и свободному выбору каждым из них собственной модели государственного и экономического строительства, своего пути в мировое сообщество, а также стало полезным инструментом решения целого ряда конкретных проблем.

Далеко не все из задуманного воплотилось в жизнь. Однако мы убеждены в том, что Содружество обладает значительным позитивным потенциалом, который можно и нужно задействовать на благо наших народов. Углубление многостороннего сотрудничества в СНГ, безусловно, отвечает национальным интересам государств-участников и идет в русле общемировых тенденций.

Прочным фундаментом взаимодействия в рамках СНГ является совпадающее стремление наших стран к устойчивому и поступательному социально-экономическому развитию, достойной интеграции в мировое сообщество. Смысл существования Содружества видим в том, чтобы содействовать достижению этих целей через взаимодействие и объединение усилий государств-участников. Главный критерий оценки деятельности СНГ - практическая отдача в деле повышения благосостояния
граждан наших государств, обеспечения им гарантий широких прав в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты, культурного развития, взаимного общения - словом, реальное улучшение жизни людей.

Мы считаем необходимым последовательно наполнять работу Содружества предметным содержанием, сосредоточившись на тех направлениях, где совместные усилия способны дать наибольший эффект.

Объективная заинтересованность в интенсивном торгово-экономическом сотрудничестве - основе всего комплекса взаимодействия в СНГ - обусловлена не только исторически сложившейся взаимосвязанностью экономик наших стран, но и во все большей степени - процессами глобализации. Региональная и субрегиональная интеграция открывает возможность совместной адаптации к политическим и экономическим реалиям современного мира, позволяет эффективно использовать преимущества глобализации, устраняя ее негативные последствия, прежде всего в
экономической и социальной сфере. В этом контексте важно взаимодействие в вопросах внешнеторговой политики и защиты внутренних рынков государств-участников.

Мы придаем ключевое значение созданию зоны свободной торговли на пространстве СНГ с учетом интересов всех партнеров. Необходимо вести дело к поэтапному устранению барьеров во взаимной торговле, создать эффективную платежно-расчетную систему, сформировать соответствующую правовую базу, позволяющую обеспечить добросовестную конкуренцию на национальных рынках.

Приоритетной задачей экономического сотрудничества является активизация интеграционных форм - производственной кооперации, инвестиционной деятельности, совместных промышленных и финансовых структур. Особое внимание будет уделяться работе по сближению национального внешнеторгового, налогового и таможенного законодательства государств - участников СНГ.

В силу своего геополитического положения страны Содружества оказались на переднем рубеже борьбы с международным терроризмом и экстремизмом, трансграничной наркомафией, бросившими вызов всему миру. Это ставит нас перед императивом объединения усилий для отпора общим угрозам безопасности в русле предпринимаемых международным сообществом действий.

Мы вновь заявляем о решимости наших стран продолжать осуществление на правовой основе комплекса совместных мер по борьбе с международным терроризмом, а также наркоагрессией, представляющими непосредственную угрозу всем государствам-участникам СНГ. Мы будем повышать оперативность и слаженность работы органов безопасности и специальных служб, оказывать действенную поддержку Антитеррористическому центру СНГ.

Мы приветствуем шаги по противодействию наступлению международного терроризма, в частности, такие, как создание Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности.

Мы подтверждаем готовность стран Содружества активно участвовать в усилиях мирового сообщества по формированию глобальной системы безопасности, способной противостоять новым угрозам и вызовам.

Мы рассматриваем многостороннее военное и военно-техническое сотрудничество между заинтересованными государствами, в том числе укрепление Объединенной системы противовоздушной обороны СНГ, как весомый вклад в обеспечение безопасности.

Мы будем добиваться скорейшего урегулирования мирными средствами вооруженных конфликтов на территориях государств-участников на основе общепризнанных норм и принципов международного права, полнее задействуя миротворческий потенциал Содружества.

Отдавая должное усилиям Российской Федерации, которой принадлежит ведущая роль в операциях по поддержанию мира на пространстве СНГ, мы намерены вести дело к более справедливому распределению «бремени миротворчества» согласно принятым обязательствам.

Мы считаем необходимым придать системный характер антикриминальному взаимодействию стран СНГ, нацелив его на борьбу с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и торговлей оружием, нелегальной миграцией и торговлей людьми, легализацией доходов, полученных незаконным путем.

Мы будем и впредь уделять большое внимание сотрудничеству в вопросах соблюдения основных прав и свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, документами ООН и ОБСЕ.

Мы отмечаем необходимость расширения и углубления взаимодействия в гуманитарной сфере в рамках СНГ: в областях образования, культуры, науки, информационного обмена, что в конечном итоге обеспечит духовное, нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Сохранение и поддержка русского языка в качестве средства межнационального общения - общая забота всех стран, заинтересованных в развитии интеграционных процессов в рамках СНГ.

Мы рассматриваем как имеющий особое значение для будущего СНГ вопрос о взаимодействии межгосударственных объединений, существующих на пространстве Содружества. В данном контексте важно, чтобы они носили открытый характер и были взаимно транспарентными.

Мы поддерживаем идею формирования в СНГ правового пространства, ориентированного на международные стандарты в области межгосударственных отношений и в сфере взаимоотношений государства и гражданина.

Мы будем добиваться создания эффективного механизма реализации решений и договоренностей в рамках СНГ, имея в виду повышение ответственности государств-участников за выполнение взятых ими на себя обязательств.

Подтверждая приверженность динамичному развитию Содружества, мы опираемся на волю миллионов людей, связанных многовековыми узами дружбы, сотрудничества и взаимопомощи. Наши народы хотят видеть Содружество зоной стабильности и безопасности, межнационального согласия, регионом устойчивого политического, экономического, социального и научно-технического развития, занимающим достойное место в международном сообществе.

Мы, главы государств - участников СНГ, полны решимости сделать все возможное, чтобы эти чаяния стали реальностью.


Оптимізм українців щодо чесності виборів суттєво зріс
----------------
Рейтинг кандидатів у Президенти України
----------------
Вийшов електронний щотижневик "Прозора політика" №46(51)
----------------
Вийшов електронний щотижневик "Прозора політика" №45(50)
----------------
Вийшов електронний щотижневик "Прозора політика" №44(49)
----------------
Вийшов електронний щотижневик "Прозора політика" №43(48)
----------------
Вийшов електронний щотижневик "Прозора політика" №42(47)
----------------
Вийшов електронний щотижневик "Прозора політика" №41(46)
----------------
Вийшов електронний щотижневик "Прозора політика" №40(45)
----------------
Вийшов електронний щотижневик "Прозора політика" №39(44)
----------------
Інші новини
----------------


© Copyright Інститут Політики, 1999-2003.
При повному або частковому використанні материалів посилання на Інститут політики обов'язкове.