ЗАЯВЛЕНИЕ
глав государств - участников
Содружества Независимых Государств
в связи с 10-летием образования СНГ
Мы, главы государств - участников Содружества Независимых Государств, оценивая непростой путь, пройденный СНГ за 10 лет, подводя итоги этого насыщенного событиями и исключительно ответственного периода, отмечаем следующее.
Содружество
возникло на историческом переломе, когда перед нашими странами встала
беспрецедентная по масштабам задача радикального переустройства политических и
экономических отношений на обширном евроазиатском пространстве. Несомненна
заслуга СНГ в том, что процесс суверенизации государств - участников прошел
упорядоченно и не вызвал глубоких геополитических потрясений.
Удалось в основном сохранить сложившиеся веками связи между народами, в определенной
степени смягчить социальные и экономические последствия распада единого
государства, обеспечить институциональные и правовые условия для равноправного
диалога и сотрудничества. СНГ содействовало становлению независимых государств
и свободному выбору каждым из них собственной модели государственного и
экономического строительства, своего пути в мировое сообщество, а также стало
полезным инструментом решения целого ряда конкретных проблем.
Далеко не все из задуманного воплотилось в жизнь. Однако мы убеждены в том, что Содружество обладает значительным позитивным потенциалом, который можно и нужно задействовать на благо наших народов. Углубление многостороннего сотрудничества в СНГ, безусловно, отвечает национальным интересам государств-участников и идет в русле общемировых тенденций.
Прочным
фундаментом взаимодействия в рамках СНГ является совпадающее стремление наших
стран к устойчивому и поступательному социально-экономическому развитию,
достойной интеграции в мировое сообщество. Смысл существования Содружества
видим в том, чтобы содействовать достижению этих целей через взаимодействие и
объединение усилий государств-участников. Главный критерий оценки деятельности
СНГ - практическая отдача в деле повышения благосостояния
граждан наших государств, обеспечения им гарантий широких прав в сферах образования,
здравоохранения, социальной защиты, культурного развития, взаимного общения -
словом, реальное улучшение жизни людей.
Мы считаем необходимым последовательно наполнять работу Содружества предметным содержанием, сосредоточившись на тех направлениях, где совместные усилия способны дать наибольший эффект.
Объективная
заинтересованность в интенсивном торгово-экономическом сотрудничестве - основе
всего комплекса взаимодействия в СНГ - обусловлена не только исторически
сложившейся взаимосвязанностью экономик наших стран, но и во все большей
степени - процессами глобализации. Региональная и субрегиональная интеграция
открывает возможность совместной адаптации к политическим и экономическим реалиям
современного мира, позволяет эффективно использовать преимущества глобализации,
устраняя ее негативные последствия, прежде всего в
экономической и социальной сфере. В этом контексте важно взаимодействие в вопросах
внешнеторговой политики и защиты внутренних рынков государств-участников.
Мы придаем ключевое значение созданию зоны свободной торговли на пространстве СНГ с учетом интересов всех партнеров. Необходимо вести дело к поэтапному устранению барьеров во взаимной торговле, создать эффективную платежно-расчетную систему, сформировать соответствующую правовую базу, позволяющую обеспечить добросовестную конкуренцию на национальных рынках.
Приоритетной задачей экономического сотрудничества является активизация интеграционных форм - производственной кооперации, инвестиционной деятельности, совместных промышленных и финансовых структур. Особое внимание будет уделяться работе по сближению национального внешнеторгового, налогового и таможенного законодательства государств - участников СНГ.
В силу своего геополитического положения страны Содружества оказались на переднем рубеже борьбы с международным терроризмом и экстремизмом, трансграничной наркомафией, бросившими вызов всему миру. Это ставит нас перед императивом объединения усилий для отпора общим угрозам безопасности в русле предпринимаемых международным сообществом действий.
Мы вновь заявляем о решимости наших стран продолжать осуществление на правовой основе комплекса совместных мер по борьбе с международным терроризмом, а также наркоагрессией, представляющими непосредственную угрозу всем государствам-участникам СНГ. Мы будем повышать оперативность и слаженность работы органов безопасности и специальных служб, оказывать действенную поддержку Антитеррористическому центру СНГ.
Мы приветствуем шаги по противодействию наступлению международного терроризма, в частности, такие, как создание Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности.
Мы подтверждаем готовность стран Содружества активно участвовать в усилиях мирового сообщества по формированию глобальной системы безопасности, способной противостоять новым угрозам и вызовам.
Мы рассматриваем многостороннее военное и военно-техническое сотрудничество между заинтересованными государствами, в том числе укрепление Объединенной системы противовоздушной обороны СНГ, как весомый вклад в обеспечение безопасности.
Мы будем добиваться скорейшего урегулирования мирными средствами вооруженных конфликтов на территориях государств-участников на основе общепризнанных норм и принципов международного права, полнее задействуя миротворческий потенциал Содружества.
Отдавая должное усилиям Российской Федерации, которой принадлежит ведущая роль в операциях по поддержанию мира на пространстве СНГ, мы намерены вести дело к более справедливому распределению «бремени миротворчества» согласно принятым обязательствам.
Мы считаем необходимым придать системный характер антикриминальному взаимодействию стран СНГ, нацелив его на борьбу с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и торговлей оружием, нелегальной миграцией и торговлей людьми, легализацией доходов, полученных незаконным путем.
Мы будем и впредь уделять большое внимание сотрудничеству в вопросах соблюдения основных прав и свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, документами ООН и ОБСЕ.
Мы отмечаем необходимость расширения и углубления взаимодействия в гуманитарной сфере в рамках СНГ: в областях образования, культуры, науки, информационного обмена, что в конечном итоге обеспечит духовное, нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Сохранение и поддержка русского языка в качестве средства межнационального общения - общая забота всех стран, заинтересованных в развитии интеграционных процессов в рамках СНГ.
Мы рассматриваем как имеющий особое значение для будущего СНГ вопрос о взаимодействии межгосударственных объединений, существующих на пространстве Содружества. В данном контексте важно, чтобы они носили открытый характер и были взаимно транспарентными.
Мы поддерживаем идею формирования в СНГ правового пространства, ориентированного на международные стандарты в области межгосударственных отношений и в сфере взаимоотношений государства и гражданина.
Мы будем добиваться создания эффективного механизма реализации решений и договоренностей в рамках СНГ, имея в виду повышение ответственности государств-участников за выполнение взятых ими на себя обязательств.
Подтверждая приверженность динамичному развитию Содружества, мы опираемся на волю миллионов людей, связанных многовековыми узами дружбы, сотрудничества и взаимопомощи. Наши народы хотят видеть Содружество зоной стабильности и безопасности, межнационального согласия, регионом устойчивого политического, экономического, социального и научно-технического развития, занимающим достойное место в международном сообществе.
Мы, главы государств - участников СНГ, полны решимости сделать все возможное, чтобы эти чаяния стали реальностью.
Оптимізм українців щодо чесності виборів суттєво зріс
---------------- Рейтинг кандидатів у Президенти України ---------------- Вийшов електронний щотижневик "Прозора політика" №46(51) ---------------- Вийшов електронний щотижневик "Прозора політика" №45(50) ---------------- Вийшов електронний щотижневик "Прозора політика" №44(49) ---------------- Вийшов електронний щотижневик "Прозора політика" №43(48) ---------------- Вийшов електронний щотижневик "Прозора політика" №42(47) ---------------- Вийшов електронний щотижневик "Прозора політика" №41(46) ---------------- Вийшов електронний щотижневик "Прозора політика" №40(45) ---------------- Вийшов електронний щотижневик "Прозора політика" №39(44) ---------------- Інші новини ---------------- |
При повному або частковому використанні материалів посилання на Інститут політики обов'язкове.